суббота, 28 февраля 2015 г.

Почему UI-специалисты отказываются от Photoshop и переходят на Sketch

25 лет назад, 19 февраля 1990 года, братья Джон и Томас Нолл запустили небольшую программу, которая соединила компьютер со сканером. Проект назвали Photoshop. На протяжении двух десятилетий он был монополистом на рынке графических программ, а слово «фотошоп» стало нарицательным.
Однако, вероятно, первенство Photoshop пошатнулось. Сейчас многие веб-дизайнеры переходят на Sketch — продукт, созданный специально для UI-специалистов. ЦП пообщался с разработчиками интерфейсов и выяснил, готова ли индустрия сменить поставщика программного обеспечения.

«Для меня переход с Photoshop на Sketch был крайне болезненным, — рассказывает Артур Касимов, продуктовый дизайнер "Яндекса". — Я, что называется, человек старой закалки. Помню ещё ранние версии Photoshop». За 25 лет Photoshop стал стандартом для индустрии веб-дизайна, несмотря на «вес» (программа занимает больше 1 Гб дискового пространства), невостребованные функции в интерфейсе и чрезвычайно запутанную процедуру покупки, на которую даже жаловался создатель соцсети «ВКонтакте» Павел Дуров.
Adobe также выпускает векторный Illustrator, из-за чего разработчикам интерфейсов часто приходилось постоянно держать открытыми сразу два редактора. «Кто-то выходит из этой ситуации выбором в пользу Illustrator, но в силу сформировавшихся привычек было жалко время на это», — рассказывает UI-специалист Антон Фролов.
«Photoshop cоздавался и развивался, как софт для фотографов. Потом его напичкали всем, что только в голову пришло. От этого редактор стал похож на неповоротливого бегемота», — считает продуктовый дизайнер «Яндекса» Артур Касимов. Сложности возникали и со скоростью работы и с производительностью. Например, макеты, содержащие большое количество слоев, заметно замедляли процессы в Photoshop. Особо ощущались «тормоза» при одновременной работе над несколькими макетами.
Кроме того, для создания стандартных интерфейсных элементов — таких как кнопка Mac OS, выпадающий список в браузере или прямоугольник с закругленными краями — приходилось проделывать иногда с десяток действий. Все это отражалось на скорости работы дизайнера. «Photoshop и Illustrator не заточены под веб-дизайн. Поэтому проектирование интерфейсов и любые попытки сделать что-то внятное иначе как костылями не назовешь», — считает UI-специалист компании MacPaw Дмитрий Новиков.
Впрочем, на рынке появлялись альтернативы Photoshop: GIMP, Krita, Paint.NET и другие. Однако они не могли предоставить даже близко необходимый набор инструментов для проектирования интерфейсов, считают UI-специалисты.

Появление Sketch

Несколько лет назад разработчики компании Bohemian Coding выпустили программу для Mac OS под названием Sketch. Первое отличие, сразу бросавшееся в глаза — приложение являлось альтернативой Photoshop, однако его интерфейс был больше похож на программу из пакета iWork — нативные иконки из Cocoa, минимальное количество инструментов на панели, единственный блок настроек, подстраивающийся под действия пользователя.
В отличие от Photoshop, Sketch не использует собственных средств для отрисовки создаваемого контента — эти функции возложены на встроенные инструменты Mac OS X: QuickTime, Quartz Extreme, Core Image, Core Animation, OpenGL и ColorSync. Благодаря этому даже последняя версия программы занимает всего 42 Мб на диске.
Однако с первыми версиями оказалось не всё так гладко. Многие дизайнеры заметили новинку, но побоялись отказаться от Photoshop. Тогда еще разработчики Sketch не могли определиться, для кого они выпустили продукт — поэтому часть функций напоминала графический редактор, другая часть — приложение для создания сайтов. Sketch 2 расставил нужные акценты — программа была ориентирована на UI-специалистов. Но её бедой было большое количество багов.
«Мы пробовали переходить на Sketch еще в конце 2013. Но это была его вторая версия — очень глючная. Мы убили кучу времени и тогда пришлось вернуться обратно в Photoshop», — рассказал руководитель отдела проектирования и дизайна интерфейсов Mail.Ru Group Юрий Ветров.
Появление отлаженной третьей версии Sketch привело к началу популяризации программы среди специалистов.

Sketch

«Sketch очень оптимизирован — в одном документе могут быть отрисованы десятки экранов приложения, доступные для редактирования без лишних действий, и никакой просадки в производительности, — рассказывает Антон Фролов, — Кроме того, очень продуманный интерфейс, ощущение, что это софт от тех, кто в нем же и нуждается — быстрое отображение отступов, удобная работа с символам и стилями, параметрами элементов, интуитивные шорткаты и так далее».
Например, в Photoshop дизайнерами приходилось постоянно подстраиваться под пиксельную сетку, чтобы избавиться от размытых краев объектов. Разработчики Sketch добавили автоматическую привязку контента к сетке, благодаря чему удается избегать размытых краев и других неровностей.
Другой пример — скругленные края у прямоугольных объектов. В Photoshop задать скругление можно было только перед отрисовкой объекта — в случае необходимости дизайнерам приходилось менять положение кривых вручную по пикселам. В Sketch предусмотрели возможность настройки скруглений слоя в любой момент через панель настройки.
В последней версии Sketch появилась еще более глубокая интеграция с нативными средствами Mac OS X: поддержка iCloud, Time Machine, автосохранения, нативный рендер шрифтов, трансляция макетов на мобильное устройство.
«Cамое главное, на мой взгляд — продуманный интерфейс нарезки графики, который парой кликов позволяет указать, в какие папки, с какими именами и размерами нарезать графику. По умолчанию поддерживается нарезка для iOS и Android, но можно добавить и свои форматы», — делится своим опытом Антон Фролов.
Кроме того, часть работы в Sketch можно автоматизировать при помощи плагинов. Например, Measure и InVision, которые позволяют быстро и удобно подготавливать спецификацию для разработчиков. «Со Sketch я стал больше заботиться об автоматизации работы. Многие вещи, которым раньше уделял много времени и внимания, сейчас делаю с помощью плагинов, стараюсь найти более простой и быстрый способ решения задачи», — рассказывает Артур Касимов.

Переход на Sketch

«Преимущество Sketch — низкий порог вхождения, буквально любой может научиться работать в нем за пару дней», — считает UI-специалист компании MacPaw Дмитрий Новиков. — Важно, что здесь вы занимаетесь непосредственно дизайном, а не работой в редакторе — то есть сама программа становится незаметной, и вы можете сосредоточиться на создаваемом продукте».
Переход с Photoshop на Sketch, однако, может оказаться непривычным. «Я настолько привык к Photoshop, что от одной мысли о других графических редакторах мне становилось как-то не по себе, — рассказывает Касимов. — Ситуация осложнялась тем, что мои коллеги-дизайнеры, с которыми я тогда работал, уже перешли на Sketch и всячески его хвалили. Они подкалывали меня, смеялись. Но я продолжал придумывать отмазки (в первую очередь, для самого себя). Сначала я говорил, что перейду, когда сделают "зум" колёсиком мышки, потом уверял себя, что по окончанию проекта с Photoshop будет покончено. Я и сам видел, что скорость работы в Sketch у моих коллег возросла».
Новиков рассказывает, что ему удалось быстро перейти на новый инструмент благодаря радикальному решению — он удалил всё со своего Mac и оставил только Sketch: «Всего неделя и как-будто всю жизнь в нем работал».
Одна из трудностей, по мнению продуктового дизайнера «Яндекса» Артура Касимова, заключалась в непривычных «шорткатах» Photoshop — в Sketch они по умолчанию были другими: «Я не сразу догадался вручную подстроить всё под себя. Но когда сделал это, скорость работы заметно возросла».
Также пользователям Photoshop будет непривычен принцип работы с векторными объектами — в Sketch он больше похож на Illustrator: «К этому я привыкал довольно долго. Но сейчас понимаю, что этот принцип лучше. Значительно лучше», — считает Касимов.

Отказ от Photoshop

Sketch — не идеальный продукт, считают многие опрошенные ЦП UI-специалисты. В программе все еще много багов. В интернете есть даже отдельные ресурсы, которые собирают ошибки и мониторят их исправление.
«Не хватает инструментов для командной работы, что очень актуально для студий и компаний с отдельными командами дизайнеров», — жалуется Фролов. Кроме того, в Sketch практически отсутствует работа с растром, что в некоторых задачах пока не позволяет полностью отказаться от продуктов Adobe.
«Я считаю, что не нужно отказываться от хорошего инструмента, — отвечает Дмитрий Новиков на вопрос об отказе от Photoshop. — Sketch не заменяет Photoshop полностью, он отлично подходит для создания сайтов и интерфейсов, но это не значит что я не могу пользоваться продуктом Adobe для подготовки фотографий или 3D-редактором для моделирования и рендера».
Однако учитывая низкую, по сравнению с Photoshop, стоимость приобретения Sketch ($99,99), Adobe может потерять большой кусок постоянных клиентов в лице UI-специалистов, считают дизайнеры.

Комментариев нет:

Отправить комментарий